Сочинение на тему „ Музыка и литература»

Сочинение на тему „ Музыка и литература"

  • Тема:Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
    1999 год
    Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чм различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создатся музыка.
    Великий педагог В.А. Сухомлинский писал Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств
    Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.
    Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
    Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
    П.И. Чайковский писал: Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих е, находящих в ней утешение и подпору. И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылнность, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.
    Взаимосвязь музыки и литературы это объмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки и в начальной школе. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит сво отражение продолжение и завершение в другом. Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.
    Главная идея: музыка и литература, рентроспективые связи. В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой Что такое музыкальная речь? Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А. Короленко.
    Все на свете дети знают,
    Звуки разные бывают:
    Журавлей прощальный клкот,
    Самолта громкий рокот,
    Гул машины во дворе,
    Лай собаки в конуре,
    Стук колс и шум станка,
    Тихий шелест ветерка.
    Эти звуки шумовые
    Только есть ещ другие:
    Не шуршащие, не стуки
    Музыкальные есть звуки.